Перестройка стала для Первого автокомбината поначалу дорогой испытаний – повороты были очень крутыми, заносило по полной программе, как и всех в то время. Такую махину нужно было удержать на дороге, не дать перевернуться. Комбинат выдержал во многом благодаря тому, что его система еще с середины 60-х годов включала в себя существенные рыночные элементы.
Вспомните 1992 год, когда отпустили цены, выросшие к концу года в 26 раз. Автокомбинат продолжал перевозить грузы – жилые дома то возводили, только строители перестали оплачивать работу транспортников – платить нечем. Проблемы нарастали. Раньше автокомбинат приобретал каждый год 100-150 машин, а тут – 20! Нет горючего, не на что покупать шины. Их износ доходил до 80 процентов. Стали задерживать зарплату. Краузе лично ходил по инстанциям, банкам – выбивал кредиты и за их счет платил заработную плату водителям, ремонтникам, инженерам. Главным для него было найти деньги для своих работников. Коллектив должен сохраниться.
Автокомбинат уже 30 лет работает в рынке. А это большая разница по сравнению с плановой экономикой. Раньше Главмосстрой и Главмосавтотранс распределяли госзаказы – то есть закрепляли автоперевозчиков за грузоотправителями, планировали объемы перевозок и номенклатуру, устанавливали тарифы. Столичные ДСК, заводы, производящие строительные конструкции, находились на обслуживании автокомбината. А рынок – это жесткая конкуренция. Независимые перевозчики, естественно, стараются представить клиенту свои услуги, как лучшие. Тариф установи и заинтересуй, убеди, найти максимальное число клиентов. Здесь и серьезная реклама, разумное участие в тендерах. Крутиться, крутиться и еще раз крутиться. Чтобы снизить цену на услуги, надо уменьшить себестоимость.
Есть компании добросовестные и не очень. И здесь сложно конкурировать с теми, кто не слишком-то тратится на «социалку», охрану труда, безопасность.
Наши клиенты заключают договоры с Первым автокомбинатом, поскольку многократно убеждаются на практике: предприятие не подведет, и экономия получится реальной. Если нужно в определенное время доставить любое количество груза любого веса и сложности, он будет доставлен.